Из истории вязания


Вязание — это технология производства тканей, полотен из нитей пряжи без использования ткацкого станка.

Древнейшие вязаные изделия, обнаруженные в области Старого света, относятся к IV-V вв. н.э., а на территории Нового Света (Перу) — к III веку н.э. Древнейшие находки свидетельствуют уже о высокоразвитой технике вязания, составления узоров, выборе цвета, а период более раннего развития был, без сомнения, очень длительным. В гробнице Аменемхта в Бени-Хасане (Египет)  был обнаружен настенный рисунок, относящийся приблизительно к ХIХ веку до н.э., четыре женские фигуры на котором одеты в подобие вязаных жакетов.

В Египте уже в начале нашей эры техника и принципы вязания находились на очень высоком уровне. Например, в районе старого Каира найдено превосходное многоцветное шелковое платье, связанное на металлических спицах. Сохранились экземпляры вязаных вещей, датируемые IX и X веками нашей эры. Найден детский носок, у которого большой палец отделен от остальных, как в современных перчатках, чтобы между пальцами мог проходить ремешок сандалии. В одной из гробниц найдена детская вязаная туфелька, археологи установили, что ей более четырех тысяч лет. Ярким образцом древнеегипетских вязаных вещей являются также чулки сложной многоцветной вязки из шерсти цвета индиго и белой,  датируемые 11-14 в до н.э. Они изготовлены в так называемой технике Nålebinding (в переводе с датского «связывание иглой») — безузлового плетения с помощью одной иглы и крученой нити. В то время иглы были либо деревянными, либо костяными. За несколько столетий было создано много версий техники Nålebinding, некоторые из которых выглядят как современное вязание.

Полагают, что в Европу вязание проникло через коптов — египетских христиан. В миссионерские поездки они брали с собой вязаные вещи, которые привлекали всеобщее внимание, а в XII веке в Европе вязание превратилось в домашнюю работу.

Самые ранние известные вязаные изделия в Европе были сделаны мусульманскими вязальщицами, нанятыми членами испанской королевской семьи. Их работы высочайшего качества были обнаружены в захоронениях аббатства Санта-Марии-ла-Реаль-де-Лас-Хюлгас (королевский монастырь, недалеко от Бургоса, Испания). Среди этих изделий в гробнице принца Фернандо де ла Серда, умершего в 1275 году, были трикотажные наволочки и перчатки. Шелковые наволочки вязались примерно 20-ю петлями на дюйм.

Несколько европейских картин 14 века – «Богоматерь за вязанием» Томмазо де Модена (ок. 1325-1375) и  картина «Визит Ангелов», изображающая вяжущую Мадонну с ангелами (на картинке), написанную мюнхенским художником Бертрамом фон Минденом (Meister Bertram von Minden (1345-1415)) — также свидетельствуют о долгом существовании ремесла вязания.

Первые упоминания о вязаных свитерах найдены в текстах книг XVII-го века. Вязались они только простыми лицевыми петлями.

Первые изнаночные петли появились в середине 16-го века, в красных шелковых чулках, в которых хоронили Элеонору де Толедо, жену Козимо Медичи, они же являются первоисточником кружева. В эту эпоху вязание имело огромное значение для многих британцев, которые занимались изготовлением шерстяных чулков и экспортом их заграницу. Также мода того времени, когда мужчины носили короткие штаны требовала ношение чулок. Чулки, связанные в Англии отправлялись в Испанию, Нидерланды и Германию.

В средние века вязание находилось под контролем гильдий ремесленников. Вязаную одежду носили богатые люди. С XVI века вязание начало распространяться повсеместно. В ХIII веке во Франции вязание стало довольно доходной отраслью промышленности. Вязали шляпки, перчатки, фуфайки, чулки. В Шотландии появляется традиционный головной убор — вязаный берет.

Интересно, что вязание сначала было мужским ремеслом, и мужчины боролись с женской конкуренцией специальными договорами. В 1612 году Пражские чулочники заявили, что под страхом денежного взыскания не примут на работу ни одной женщины! Лишь позднее, когда вязание широко распространилось, им стали заниматься прежде всего женщины.

Английская королева Елизавета I заказывала себе чулки из шелка — мягкой, тонкой и более декоративной пряжи, чем грубая шерсть. Чулки, принадлежавшие ей, сохранились до настоящего времени, что еще раз доказывает высочайшее качество изделий, которые были сделаны специально для королевы. В эпоху английской королевы Елизаветы в Великобритании были созданы школы вязания,  чтобы обеспечить работой и деньгами бедные слои населения. Чулки и носки стали экспортировать в Германию, Голландию и Испанию.

Самым старым в трикотажной промышленности Англии признано вязальное производство в Дейле (территории в северной Англии), зародившееся в конце XVI века. Информация об этом, в то время еще кустарном производстве, сохранилась в Музее Хос в Уэнслидэйле (местности в северном Йоркшире).

В 17-18-м веках вязание так распространилось среди населения Шотландии, что целые семьи участвовали в изготовлении свитеров, чулков, носков и других аксессуаров. Рыбаки шотландских островов любили носить свитера. Свитера из шерсти, пропитанные специальными маслами, были особенно необходимы большому количеству здешних моряков, чтобы защищать их от неблагоприятных условий работы.

Шотландцами была разработана специальная техника многоцветных красочных узоров: сложное двухцветное вязание файр-исл (fair isle). Первый пример этого вязания с замысловатыми узорами, как полагают, появился около 1850-го года.  По другой версии, вязание файр-исл появилось в 1588 году, когда испанский корабль разбился у этих островов и команда корабля передала местным жителям новый для них способ вязания.



Шотландское вязание дало основу для таких техник вязания, как косы и араны, придуманных в начале 20 века в Ирландии. В рыбацких свитерах  с  аранских островов Ирландии тоже использовалась техника файр-исл. В вязании свитеров использовали и узоры с косами. Во времена французских наполеоновских войн женщины собрались вместе, чтобы вязать носки и варежки для солдат. Эта практика продолжилась и в годы Первой и Второй мировых войн. Многие кружевные узоры, используемые по сей день, имеют французские названия.

В различных частях мира возникали свои виды вязания. Немецкое вязание также имеет давнюю историю. Особенностью некоторых видов немецкого вязания является использование четырех или пять игл.

В 19 веке искусство вязания стало поистине ювелирным. Вязаные изделия того времени, сохранившиеся в музеях и частных домах, восхищают красотой и изяществом, поражают трудоемкостью и мастерством. Наибольшее развитие вязаные кружева получили в Ирландии. Взяв за пример очень дорогое брюссельское кружево, которое им было не по карману, бедные и неграмотные ирландские крестьянки довели искусство вязаного кружева до уровня шедевров.

В 1589 году помощник приходского священника Уильям Ли из Вулбриджа изобрел вязальный станок. Однако  английская королева Елизавета I отказала ему в патенте, так как чулки, связанные на этой машине, показались ей толще сшитых из шелка, и посоветовала изобретателю зарабатывать деньги честным трудом. Ли перебрался во Францию и в г. Руане основал первую механическую трикотажную мастерскую. С течением времени вместо артелей вязальщиков появились промышленные предприятия, с которыми артельщики уже конкурировать не смогли. Ручное вязание из искусства и ремесла превратилось в обычное домашнее хобби.

В конце 18 в. во Франции изобрели круговую трикотажную машину, вязавшую полотно в виде трубы. Чулки, вязанные на машине, быстро вытеснили ручные изделия, так как были гораздо дешевле.

Записывать узоры и рисунки и издавать их первыми начали голландцы, в выходившем в 1824 году журнале «Penelope». К концу ХIХ века закончилась унификация знаков и символов, и были выработаны две системы обозначений: британская и американская.

В двадцать первом веке ручное вязание возродилось. Во-первых, в розничной продаже появился огромный выбор пряжи из шерсти  (альпака, ангора, мохер, меринос) и растительных волокон, в основном хлопка, бамбука а также шелка. Кроме того производители пряжи стали выпускать очень толстую пряжу, вещи из которой быстро вяжутся на толстых спицах и шикарно выглядят, что приносит вязальщицам огромное удовлетворение от вязания. Многие мужчины вновь начали вязать. В 1946 году национальный американский конкурс по вязанию крючком выиграл мужчина, а приз — Золотой крючок — ему вручала лично Эсте Лаудер.

Вклад в популяризацию вязания также внесли знаменитости, такие как Джулия Робертс, Вайнона Райдер, Кэмерон Диаз, Дакота Фенинг и Рассел Кроу.

// Использованы материалы с сайтов: http://www.teplyeruki.ru; http://s30893898787.mirtesen.ru; http://valloch.bestpersons.ru;

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: